В бухгалтерском учете в прошлом году еще действовал Федеральный закон 129–ФЗ, в этом году действует 402–ФЗ. Поскольку название у этих федеральных законов одно и то же – «О бухгалтерском учете», то мы тем более не можем их не сравнивать.
Давайте поговорим о составе бухгалтерской (теперь уже и – финансовой) отчетности за текущий год.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона 129–ФЗ в состав бухгалтерской отчетности входили:
- бухгалтерский баланс – форма 1;
- отчет о прибылях и убытках – форма 2;
- приложения к ним, под этим подразумевается, поскольку подразумевать больше ничего не остается, Приказ Минфина # 66Н от 02.07.10 «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (речь идет о формах 3 – «Отчет об изменениях капитала» и 4 – «Отчет о движении денежных средств»);
- аудиторское заключение;
- пояснительная записка.
По Федеральному закону 402–ФЗ, статья 14, в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности входят:
- бухгалтерский баланс – та же форма 1;
- отчет о финансовых результатах – форма 2;
- приложения к ним, подразумевается тот же самый Приказ Мин-фина # 66Н, – те же формы 3, 4 и форма 5 – «Отчет о целевом использовании полученных средств» в действующей редакции Приказа # 66Н.
Как мы видим, в тексте статьи 14, нет даже упоминания об аудиторском заключении и пояснительной записке.
Но, к сожалению, не все так просто. В письме # 03-02-07/2/18285 от 23.05.13 Минфин ссылается на то, что до появления новых указаний (в данном случае – стандартов) продолжают действовать нормы документов, принятых до вступления в силу 402–ФЗ, то есть опять–таки Приказ Минфина # 66Н.
Из пунктов 3 и 4 этого Приказа Минфина следует, что организации самостоятельно определяют детализацию (таким образом, должно быть то, что необходимо детализировать!) показателей по статьям отчетов по формам 1 – 5. И, кроме того, должны наличествовать «иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (далее — пояснения)» – по тексту действующей редакции Приказа # 66Н. Эти пояснения должны быть оформлены следующим образом – по тексту пункта 4:
- «в табличной и/или текстовой форме»;
- «содержание пояснений, оформленных в табличной форме, определяется организациями самостоятельно с учетом приложения # 3 к настоящему приказу».
Пояснения (приложение # 3) содержат следующие группы разделов:
- НМА и расходы на НИОКР;
- основные средства;
- финансовые вложения;
- запасы, в том числе – наличие и движение запасов;
- «дебиторка» и «кредиторка» – движение по ним и просрочка;
- затраты на производство;
- оценочные обязательства;
- обеспечение обязательств;
- госпомощь.
В связи с этим возникает несколько вопросов:
1. Если нечего детализировать, в самом упрощенном варианте, – достаточно ли будет для налоговой инспекции письма, либо выгруженного текстового файла с информацией об отсутствии показателей для детализации в пояснениях? То есть, пройдет ли вариант, которым пользовались во времена действия 129–ФЗ?
2. Как оформлять пояснения, если организацией принято решение использовать только текстовый формат?
3. Заключительная фраза письма Минфина # 03-02-07/2/18285 от 23.05.13: «. . . пояснения входят в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности.». Из текста письма совершенно не ясно, каким в данном случае должно быть долженствование – пояснения обязательно должны входить в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности, или только могут? Кстати, штраф за каждый несданный в налоговую документ – 200 рублей.
4. Абсолютно неясно, нужно ли такие пояснения «досдавать» к бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 год?
Очевидно, что должны последовать разъяснения Минфина по этому поводу. Но появятся они, скорее всего, уже во время сдачи бухгалтерской (финансовой) отчетности за текущий год. Поживем – увидим: будут ли они (эти разъяснения) вообще.
Итак, пояснительная записка «умерла», «да здравствуют» пояснения!
Увы, все как обычно, – Минфин старается своими «подзаконными» письмами «подлакировать» федеральные законы.
velit hic aut error minima voluptatem ut libero ullam quam velit quidem. officiis eum dolor aut consectetur aliquid est.
quas minima dolore eum beatae ratione aut voluptate voluptatem fugit repellendus nisi quis dolor vero earum provident nostrum iste. minus quisquam itaque et est commodi iure sit rerum quia neque repre